|
Дискуссия о необходимости развития обязательного и добровольного страхования
110km.ru, Санкт-Петербург,
28 июля 2013 г.
«Автогражданка»: смена курса? 3364 просмотра
Недавно Министерство финансов выступило с предложением отказаться от системы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в пользу вмененного страхования. «Сотрясание воздуха» вполне может дойти до реальной смены порядка.
В государственной программе РФ «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра», которая уже направлена на рассмотрение правительства, описаны перспективы рынка страхования и ряд мер, повышающие качество предоставляемых страховых услуг в стране. В частности, чиновники призывают к использованию страхования как к дополнительному элементу к иным методам и формам обеспечения гражданской ответственности.
Согласно предложенному порядку, приоритет должен отдаваться добровольной форме страхования, а долю обязательных видов страхования следует ограничить. Иными словами, введение новых видов страхования в обязательной форме будет возможно «только при наличии высокого уровня рисков, представляющих угрозы для большого числа объектов в размере, заведомо превышающем возможность его компенсации причинителем вреда, эффективности и выгодности страхования по сравнению с другими инструментами управления рисками и с соблюдением иных принципов обязательного страхования».
Минфин уже внес в правительство предложение о поэтапном отказе от всех видов обязательного страхования. Программа рассчитана до 2020 года. Как передает слова зам. министра финансов Алексея Моисеева «Российская газета», это связано с недовольством действующими тарифами как автомобилистов, так и страховых компаний.
«Осенью нас ждет большая работа с Госдумой и общественностью: мы вводим тарифный коридор, чтобы на первом этапе ограничить движение цены на ОСАГО и вверх, и вниз», – сообщил зам. главы Минфина.
Инициатива отмены ОСАГО обсуждается уже не первый раз. В качестве причин называются: экономия денег страхователей, ограничение прав и свобод человека и гражданина и т.д. На этот раз привычную «автогражданку» предлагают заменить вмененной, т.е. появятся законодательные акты, в которых, по сути, будет прописано следующее: риск должен быть застрахован, но как он должен быть застрахован – это вопрос. Таким образом, автомобилист будет все равно обязан иметь страховку (при том, что по своему юридическому статусу вмененное страхование является добровольным), но вот объем страхового покрытия и конкретные условия страховой защиты могут варьироваться. Эксперты полагают, что бить тревогу раньше времени пока не стоит, однако, на всякий случай, стоит повнимательнее присмотреться к обсуждаемой инициативе, ведь перестроиться будет непросто.
«С учетом того, что только 10 лет назад началось воспитания культуры страхования автомобилистов, с данной инициативой мы вынуждены будем снова перестраиваться. А это достаточно сложно. В России необходимо продолжать направление совершенствования закона об ОСАГО (создание определенного тарифного коридора, то есть установление минимальных и максимальных значений страховых тарифов, унифицирование оценки причиненного ущерба, совершенствование системы прямого возмещения убытков и т.д.). Но одновременно с развитием обязательного страхования воспитывать культуру добровольного страхования, придерживаться направления его стимулирования», - считает Александр Чирвонов, руководитель службы экстренной технической помощи Компании ЛАТ.
Сперва следует обратить внимание на закон об ОСАГО – такого мнения придерживаются эксперты. На их взгляд, существующий документ нуждается в серьезной доработке. Кроме того, новая описанная система в конечном итоге приведет к тому, что от идеи полностью отменить полис «автогражданки» откажутся в пользу трансформации ныне существующего жестко тарифицированного ОСАГО, подконтрольного государству.
«Отмена госрегулирования тарифов приведет к их росту и к появлению новых мошенников на рынке. Не исключаю, что инициатива Минфина — это попытка государства уйти от давления со стороны страховых компаний, требующих повышения тарифов, и в то же время стремление отвести от себя недовольство автомобилистов, снять с себя ответственность за поведение страховщиков. Я против отмены системы ОСАГО, против отмены тарифов, регулируемых государством. Закон все-таки работает, он устанавливает «правила игры» и для страховщиков, и для автомобилистов. Но необходимо в нем жестко прописать исчерпывающий перечень оснований для отказа в выплате и ответственность за незаконный отказ в выплате, вплоть до отзыва лицензии.
Страховым компаниям следовало бы не жаловаться на низкие тарифы и убыточность (денег всегда мало) и под любым формальным предлогом занижать выплаты, а помнить, что их бизнес — это не сбор страховых взносов, а оказание качественной услуги клиентам, без бюрократической волокиты, при наступлении страхового случая», - прокомментировал Александр Заводов, менеджер проектов Агентства Бизнес Новостей.
Дмитрий Сорокин, руководитель направления юридической поддержки страховой деятельности компании «Интач», убежден, что наиболее целесообразными реформами в сфере ОСАГО видятся изменения, направленные на частичную либерализацию законодательного регулирования этого вида страхования, а также создание определенной конкуренции, в том числе ценовой. Последнего удастся добиться путем перехода от полностью регулируемых тарифов к определенному тарифному коридору, при котором максимальные и минимальные границы фиксируются на государственном уровне, а в пределах этих границ тарифы определяются страховыми компаниями.
Еще одним большим камнем преткновения эксперты видят в самом воспитании всего автомобильного общества. На сегодняшний день, по мнению спикеров, ни одна из сторон, будь то страховщики или автовладельцы, не готовы к отмене ОСАГО. Более того, новый порядок может и вовсе сбить с толку совсем недавно привыкшего к обязательной страховке автовладельца, которых, увы, не так много в стране.
«К сожалению, ситуация в России сложилась так, что массовая страховая культура в стране отсутствует – полисы даже при вмененном страховании будет приобретать очень малая доля населения, а подавляющее большинство автовладельцев будет искать пути обхода реализации права страхования своих рисков любым способом, в любом месте. Одна группа автовладельцев будет полностью избегать страхования своих рисков, вторая - добросовестно приобретать продукты, фактически не имеющие страхового покрытия. Также сегодня еще много недобросовестных игроков на страховом рынке в целом», - сказал Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов ОАО «АльфаСтрахование».
Согласно новым правилам игры, страховщики могут оказаться в весьма выгодной ситуации, поскольку фактически им «развяжут руки», и они смогут запустить множество тарифов под разные виды рисков, которые будут более удобны и рациональны для них. Что до автомобилистов, то они выиграть смогут лишь на механизме конкуренции, правда, в случае рационализации тарифов и рисков, к которому должны стремиться страховые компании. Проводя параллели с нынешними ставками на КАСКО, поверить в выгоду для водителей пока сложно, но время покажет.
Арина МИЛАЯ
Вся пресса за 28 июля 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции, Регулирование
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 ноября 2025 г.

|
|
ТАСС, 24 ноября 2025 г.
В МВД рассказали о наказании за аферы с повторными выплатами по ОСАГО

|
|
ПРАЙМ, 24 ноября 2025 г.
В ГД разработали меры борьбы с мошенничеством при сделках с недвижимостью

|
|
Коммерсантъ, 24 ноября 2025 г.
Взлом по страховке

|
|
Ведомости, 24 ноября 2025 г.
Мошенничества с завышением стоимости иномарок при покупке каско стало больше

|
23 ноября 2025 г.

|
|
Национальная служба новостей (НСН), 23 ноября 2025 г.
Россиянам грозит уголовная ответственность за подделанные с помощью ИИ фото ДТП

|
|
ТАСС, 23 ноября 2025 г.
В МВД предупредили о мошенниках, продающих недействительные полисы ОСАГО

|
|
МК в Крыму, 23 ноября 2025 г.
Крымчанин погасил долг перед страховой компанией при попытке продать арестованный автомобиль

|
|
Сахалин и Курилы, 23 ноября 2025 г.
Страховщики не смогли вернуть выплату за ДТП в Долинском районе

|
|
РБК (RBC.ru), 23 ноября 2025 г.
Кто будет виноват в аварии с беспилотным транспортом: сложные вопросы

|
|
МК в Германии, 23 ноября 2025 г.
Германия – Кассы на грани нервного срыва: 20% за болезнь

|
22 ноября 2025 г.

|
|
63.ru, Самара, 22 ноября 2025 г.
Известный предприниматель умер в Самаре. Он больше 20 лет возглавлял крупную компанию

|
|
Караван+Я, Тверь, 22 ноября 2025 г.
За полгода жители Тверской области оформили полисы ОСАГО на 1,2 млрд рублей

|
|
Петербургский дневник, 22 ноября 2025 г.
Пенсионер из Петербурга инсценировал кражу автомобиля ради многомиллионной страховки

|
21 ноября 2025 г.

|
|
Медвестник, 21 ноября 2025 г.
Минздрав РФ допустил выплату компенсации морального вреда пациенту из средств ОМС

|
|
ГТРК Брянск, 21 ноября 2025 г.
В Брянской области раскрыли серию страховых мошенничеств

|
|
korins.ru, 21 ноября 2025 г.
Страховые выплаты аграриям Кубани на 1 ноября 2025 г. уже превысили 2,6 млрд рублей

|
|
Обозрение, 21 ноября 2025 г.
«Объединенная страховая компания» с глубоким прискорбием сообщает о безвременной скоропостижной кончине Президента Андрея Вадимовича Раздьяконова

|
 Остальные материалы за 21 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|